Экзаменационные билеты
5 класс
Математика
Часть 1
1.Запишите с помощью цифр число:
Два миллиона тридцать две тысячи четыре.
1)232004 2)2324 3)2032004 4)203204
2.Расположи числа a = 1,41, b = 0,384, c =0,6 в порядке возрастания
1) a, c, b 2) c, b, a 3) b, a, c 4) b ,c, a
3. Вычислите 2,4 – 1,53. Ответ:________________________
4. Найдите четвёртую часть от числа 4,2. Ответ:___________
5.Найдите частное 2,4 :0,6. Ответ:______________
6. Выразите в метрах 2м 4см
1) 2,4 2) 204 3) 2,004 4)2,04
7.Представьте в виде неправильной дроби число 3
Ответ:__________________________________
8. Найдите произведение чисел 1,67 и 0,03. Ответ:________
9. Вычислите 2,67 + 0,3. Ответ:________________________
10. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3,75см и 2,15см. Ответ:______________________________________
11.Составьте выражение для решения задачи: «У Серёжи было m карандашей, а у Вани на 10 карандашей больше. Сколько карандашей у Вани и Серёжи вместе?»
1) m +10 2) m+ ( m +10) 3) m – 10 4)другой ответ
12. Решите уравнение: 8x +3,2 = 64,8
Ответ:____
13. На склад привезли 280 ящиков помидор и огурцов, причём всех ящиков занято огурцами. Сколько ящиков с помидорами привезли на склад?
Ответ:__________________________________
14. Округлите число 248,2136 до сотых
1) 248,22 2) 248,214 3) 248, 21 4)другой ответ
15. На соревнованиях пятеро судей оценили выступления фигуриста баллами: 4,9; 4,7; 5,6; 5,3; 4.7. Найдите средний балл выступления фигуриста
1) 25,2 2) 4,8 3) 5,04 4)другой ответ
16. В автосалоне 40 машин. Из них машин марки «Masda» составляет 20% всех машин автосалона. Сколько машин марки «Masda» в автосалоне? Ответ:__________________________________
17 . Найдите по рисунку величину угла АОВ.
В
380
А О С
18. Запишите в виде десятичной дроби число
1) 13,25 2) 0,52 3) 0,052 4) другой ответ
19.Выразите в минутах часа
1) 25 мин 2) 5 мин 3) 24 мин 4) другой ответ
20. В первый день собрали 3,8 кг орехов, во второй день – в два раза больше, чем в первый, а в третий на 0,7кг меньше, чем в первый. Сколько собрали орехов за два последних дня. Ответ_______________________________________

Часть 2
При выполнении заданий 21 – 24 запишите подробное решение, выполняемого задания и ответ.
21. Лодка шла по течению реки 0,9ч и против течения 0,5ч. Собственная скорость лодки 4,7 км/ч, а скорость течения 1,2км/ч. Какой путь прошла лодка за это время?
22. Решите уравнение: 2,3х+2,5х + 31 = 67.
23. В коробке лежали карандаши. Сначала из нее взяли 50% карандашей, а затем 40% остатка. После этого в коробке осталось 6 карандашей. Сколько карандашей было в коробке первоначально?
24. Найдите высоту прямоугольного параллелепипеда, если его объём равен 20,9 см3, а площадь дна составляет 3,8 см².

Оценивание За каждое верно выполненное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл.
Задания второй части оцениваются в 2 балла.
0 – 10 баллов – «2»
11 – 15 баллов – «3»
16 – 20 баллов – «4»
21 – 28 баллов – «5»
ОПВ
Билет 1
1. Первый день творения.
2. Заповедь: «Не убивай» (объясни).
3. Пророк Иона.
Билет 2
1. Второй день творения.
2. Заповедь: «Не прелюбодействуй» (объясни).
3. Авраам.
Билет 3
1. Третий день творения.
2. Заповедь: «Не кради» (объясни).
3. Моисей.
Билет 4
1. Четвертый день творения.
2. Заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (объясни).
3. Адам и Ева.
Билет 5
1. Пятый день творения.
2. Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (объясни).
3. Каин и Авель.
Билет 6
1. Шестой день творения.
2. Заповедь: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (объясни).
3. Ной.
Билет 7
1. Сотворение невидимого мира.
2. Заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». (объясни).
3. Пророк Илия.
Билет 8
1. Третий день творения.
2. Заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (объясни).
3. Пророк Исаия.
Билет 9
1. Четвертый день творения.
2. Заповедь: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (объясни).
3. Иосиф.
Билет 10
1. Пятый день творения.
2. Заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (объясни).
3. Иов Многострадальный.
Русский язык
1. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
Выполните его фонетический разбор.
А. кража
Б. каюта
В. хозяйство
Г. якорь
Д. мёд
Е. медь
2. Какое слово неверно разделено на слоги для переноса?
Выпишите его, разделите на слоги для переноса правильно.
А. пе-ре-лёт-ные
Б. ран-ний
В. разъ-езд
Г. зим-ушк-а
Д. мо-ро-зец
3. Выпишите глаголы, которые с НЕ пишутся слитно.
А. (не)слышать
Б. (не)узнать
В. (не)навидеть
Г. (не)успеть
Д. (не)годовать
4. Выпишите слова без Ь на конце, назовите причину отсутствия Ь.
А. полноч..
Б. учиш..
В. грач..
Г. сбереч..
Д. (много) туч..
Е. дрож..
З. могуч..
5. Найдите неверное утверждение.
А) Подлежащее – главный член предложения.
Б) Наличие главных членов – признак распространённого предложения.
В) Главные члены составляют грамматическую основу.
Г) Предложение может не иметь второстепенных членов.
6. В каких словах в приставке пишется буква З.
А. бе..грамотный
Б. и..чезать
В. ра..давать
Г. ..делать
Д. бе..совестный
7. Указать предложение, в котором неверно определено подлежащее.
А) Липа растёт в саду.
Б) Пропасть перепрыгнул альпинист.
В) Мальчик нашёл гриб.
Г) Роза расцвела в саду.
8. В каких словах пишется буква Е(Ё).
А. свеч..й
Б. крыш..й
В. ш..в
Г. ж..лтый
Д. хорош..го
Е. больш..го
9. В каком предложении нужно поставить тире?
А) Мой пёс очень хороший.
Б) Его зовут Шарик.
В) У него пушистый хвост.
Г) Он весёлый и игривый.
Д) Шарик мой любимый пёс.
10. В каких словах пропущена буква И.
А. ц..фра
Б. ц..ган
В. сестриц..н
Г. панц..рь
Д. скворц..
Е. конституц..я
11. Слова какой части речи состоят только из основы?
А) существительные;
Б) прилагательные;
В) глаголы;
Г) наречия;
Д) местоимения.
12. Найдите слово, соответствующее схеме .
Докажите (выполните морфемный разбор).
А. прочитал
Б. весенний
В. писатель
Г. разбежалась
Д. наш
Е. отлично
13. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Составьте их схемы.
Ведь вы весной вернётесь спрашивала Серая Шейка.
Кто-то из рыбаков сказал вот и озеро Васюткино.
14. Найдите глаголы-исключения.
А. се..м
Б. увид..шь
В. пол..т
Г. держ..т
Д. стел..шь
Е. вер..м
З. прыгн..т
15. Найдите предложение с обращением.
А) Мама в эту корзинку много золота войдёт?
Б) Мама приготовила вкусный обед.
В) Мама с папой на работе.
16. Вставьте падежные окончания прилагательных.
В жестян..м цеху стоит весёл..й звон и лязг. Мерно скользят снизу вверх широк.. приводн.. ремни. Огромн.. ножницы кроят вёдра, бидоны.
17. В каких словах пропущена буква Е?
А. в арми..
Б. в степ..
В. о книг..
Г. в продолжени..
Д. у бабушк..
Е. с горк..
З. в мор..
18. Выпишите существительное нарицательное.
А. Сатурн
Б. Жучка
В. попугай
Г. «Муму»
Д. Фёдоров
19. Вставьте пропущенные буквы, выделите условия орфограмм.
Подчеркните слово-исключение.
Соб..раешь, выр..щенный, предпол..гать, р..сток, предл..жение, зар..сли, переб..рёшь.
20. В каких словах пишется буква Т? Выпишите их, подобрав проверочное слово.
А. опас..ный
Б. прелес..ный
В. мес..ный
Г. чудес..ный
Д. ужас..ный
21. Найдите сложное предложение. Выпишите его, расставив знаки препинания и обозначив грамматическую основу.
А) Воздух в зимнем лесу чист и свеж.
Б) Собака села на задние лапы и девочка обняла её за шею.
В) Деревья засыпал белый снег.
22. Найдите слово с нулевым окончанием.
А) вправо;
Б) подумал;
В) прекрасна;
Г) говорить.
23. Вставьте пропущенные буквы. В каком глаголе пишется –ТЬ?
А. Правдой мир держи..ся.
Б. Честный правды не бои..ся.
В. Учи..ся никогда не поздно.
24. Найдите предложение с однородными членами, составьте его схему.
А) Рано появилась луна и нарушила мир совы.
Б) Лес – наше богатство.
В) Берегите птиц, ребята.
25. Докажите, что перед вами текст. Разделите на предложения (7), расставьте знаки препинания.
Отчего так опустело небо нет в нём острокрылых ласточек и стрижей опустели уютные скворечники собрались скворцы в большие предотлётные стаи в лесу ещё пышно и зелено хлопотливые белки делают запасы к зиме хорошо осенью в лесу

Шкала оценивания

«5» - вся работа выполнена правильно
«4» - есть ошибки в 1-3 заданиях
«3» - ошибки в 4-7 заданиях
«2» - ошибки более чем в 8 заданиях

Ссылка на ответы
6 класс
Русский язык
Вариант 1
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А) ход…т, бре…тся, мечта…те;
Б) улыба…тся, завис…шь, стро…те;
В) гон…шь, уч…тся, смотр…те
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А) стреля…те, зажига…т, стел…шь;
Б) прыга…шь, дыш…те, сверка...м;
В) верт…м, вер…м, дума…м
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А (Я)?
А) кле…т, стел…т, исследу…т;
Б) вар...т, разруб…т, леч…т;
В) сдвин…т, порт…т, служ…т
4. В каком примере на месте скобок не нужно писать Ь?
А) Твоя красота разгорает (?) ся только сильней.
Б) Твоя красота будет разгорат (?) ся только сильней.
В) Ты идёш (?) по земле молодой – зеленеет трава за тобой.
Г) Необходимо береч (?) и охранять нашу природу.
5. В каких примерах на месте пропусков пишется И?
А) Встретившиеся в океане корабли приветств…вали друг друга продолжительными гудками.
Б) Небольшие стаи чаек след…вали за кораблём.
В) Мы выпил…вали фигурки для тира.
Г) Друзья внимательно рассматр…вали чертежи.
6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?
А) Тебя это не к…сается.
Б) Нам предл…гают пойти в поход.
В) Тебя это не к…снётся.
Г) Нам предл…жили пойти в поход.
7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?
А) Мне (не) хотелось от вас уезжать.
Б) Я другой такой страны (не) знаю.
В) Я (не) навижу сплетен в виде версий.
8. Укажите примеры с ошибкой в употреблении глагола.
А) Мои родители ложат деньги в банк.
Б) Мои родители кладут деньги в банк.
В) Сестра надевает брата.
Г) Сестра одевает брата.
9. В каких примерах допущена ошибка в употреблении прилагательного?
А) Эта девушка более стройная.
Б) Байкал – самое глубочайшее озеро в мире.
В) Более громкая песня зазвучала впереди.
10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
А) алыч…вый, камыш…вый;
Б) груш…вый, ситц…вый;
В) холщ…вый, свинц…вый.
11. Какое прилагательное нельзя просклонять?
А) сильный;
Б) мрачный;
В) умна.
12. В каких словах пишется Н?
А) песча…ый;
Б) деревя…ый;
В) хозяйстве…ый;
Г) ветре…ый.
13. В каких словах пишется НН?
А) воробьи…ый;
Б) оловя...ый;
В) были…ый;
Г) кожа…ый.
14. В каких словах пишется – К - ?
А) низ…ий;
Б) францу…ий;
В) грец…ий.
15. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
А) (не) брежный; (не) лёгкий, а тяжёлый;
Б) (не) здоровый; (не) глубокий;
В) (не) весел; (не) высокий, а низкий.
16. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?
А) русско (немецкий), народно (хозяйственный);
Б) тёмно (зелёный, древне (русский);
В) восточно (европейский), дальне (восточный) .
17. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?
А) пят (?) сот, шест (?) десят, восем (?) надцать;
Б) сем (?) десят, девят (?) сот, восем (?) десят.
18. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
А) с двадцатью девятью машинами;
Б) около семиста килограммов;
В) к тридцать шестому километру.
19. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется А?
А) слев…, направ…, затемн…;
Б) издалек…, справ…, досух…
20. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется О?
А) влев…, засветл…, занов…
Б) издавн…, насух…, снов…
21. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется Ь?
А) невтерпёж (?), вскач (?);
Б) сплош (?), наотмаш (?) .
22. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?
А) (В) глубь, (во) первых, (по) моему;
Б) (по) этому, (по) товарищески, (еле) еле;
В) мало (помалу), (по) своему, (В) третьих.
23. В каких предложениях выделенное слово является наречием?
А) (По) весеннему небу плывут облака.
Б) Я оделся (по) весеннему.
В) Мы поднялись (на) верх горы.
Г) Поднимите руки (В) верх.
24. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется О?
А) горяч…, свеж…;
Б) ещ…, певуч…
25. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
А) кое (с) кем, кое (кого), кто (нибудь);
Б) кое (как), кем (то), когда (либо) .
26. В каких предложениях на месте пропуска пишется Е?
А) Мне н…кого винить.
Б) Я н…кого не виню.
В) Здесь н…когда был сад.
Г) Здесь н…когда не было сада.
27. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется раздельно?
А) (не) кому, ни (к) кому;
Б) кое (у) кого, ни (с) кем.
28. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
А) Ихние тетради не проверили.
Б) Я надел евоные коньки.
В) Их тетради не проверили.
Г) Я надел его коньки.
29. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Группа пробиралась через болота и леса.
А) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, невозвратный, стоит в прошедшем времени, 1-ом лице, ед.числе, муж. роде;
Б) глагол изъявительного наклонения, 1-го спряжения, несов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, жен. роде.
30. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Мне интересно наблюдать за играющими животными.
А) местоим., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;
Б) местоим.., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

Вариант 2
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А) улыба…тся, маш…шь, увид…те;
Б) смотр…шь, удерж…т, дыш…те;
В) охраня…шь, верт…т, ненавид…м.
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А) стел…м, бре…шь, кол…т;
Б) каса…тся, терп…м, слуша…т;
В) интересу…тся, обид…м, брос…те.
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква У (Ю)?
А) кол…т, бор…тся, плещ…т;
Б) игра…т, копа…т, кле…т;
В) рассматрива…т, стреля…т, дыш…т.
4. В каком примере не нужно писать Ь?
А) Иные места покидаеш (?) и всё же думаеш (?), что когда-нибудь сюда вернёш (?) ся.
Б) Мама велела мне подстрич (?) ся.
В) Голодной курице всегда зёрна снят (?) ся.
Г) Мне долго будет снит (?) ся море.
5. В каких примерах на месте пропусков пишется О (Е)?
А) Вода волн…валась под порывами ветра.
Б) Рабочие расклад…вали инструменты.
В) Через толстое стекло иллюминатора видно было, как буш…вало море.
Г) С особенным удовольствием мы уклад…вали походные пожитки.
6. В каких рядах на месте пропусков пишется А?
А) Мы прил…жили максимум усилий к тому, чтобы победить.
Б) Мы прил…гали максимум усилий к тому, чтобы победить.
В) Тебя мои проблемы не к…саются.
Г) Тебя мои проблемы не к…снутся.
7. В каком примере НЕ с глаголом пишется слитно?
А) В воскресенье мне (не) здоровилось.
Б) Соловей (не) поёт, и дергач (не) кричит.
В) В оконной раме (не) хватает одного стекла.
8. В каком ряду нет ошибки в употреблении глагола?
А) Утром мама помогает мне надеваться.
Б) Утром мама помогает мне одеваться.
В) Покладите вещи на место.
Г) Я ложу тетрадь в портфель.
9. В каком примере допущена ошибка в употреблении прилагательных?
А) Песня зазвучала более громче.
Б) Байкал – глубочайшее озеро в мире.
В) Море было менее спокойным, чем вчера.
10. В каком ряду во всех прилагательных пишется Е?
А) песц…вый, парч…вый;
Б) кумач…вый, еж…вый;
В) реч…вой, лиц…вой.
11. Какое прилагательное нельзя просклонять?
А) туманный;
Б) сильна;
В) зелёный.
12. В каких словах пишется Н?
А) гуси…ый;
Б) ветре…ый;
В) стекля…ый;
г) стари…ый.
13. В каких словах пишется НН?
А) деревя…ый;
Б) серебря…ый;
В) тума…ый;
Г) голуби…ый.
14. В каких словах пишется – К - ?
А) вя…ий;
Б) матрос…ий;
В) немец…ий.
15. В каком ряду все прилагательные с НЕ пишутся слитно?
А) (не) взрачный; (не) далёкий, а близкий;
Б) (не) вежливый; (не) громкий;
В) (не) грустен; (не) радостный, а печальный.
16. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?
А) красно (щёкий), средне (азиатский;
Б) шахматно (шашечный, средне (европейский);
В) бело (крылый), юго (западный).
17. В каком ряду во всех числительных в середине пишется Ь?
А) девят (?) надцать, сем (?) сот, сем (?) десят;
Б) восем (?) сот, восем (?) десят, шест (?) сот.
18. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
А) у двадцати семи девочек;
Б) от шестиста девяти;
В) с пятнадцатью килограммами.
19. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется А?
А) влев…, слев…, издавн…;
Б) допоздн…, издалек…, справ…
20. В каком ряду во всех наречиях на конце пишется О?
А) снов…, затемн…, направ…;
Б) вправ…, засветл…, наскор…
21. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется Ь?
А) проч (?), сплош (?);
Б) замуж (?), вскач (?).
22. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?
А) давным (давно), (по) братски, (по) новому;
Б) (на) верх, (во) вторых, едва (едва);
В) (по) тому, (В) десятых, (по) своему.
23. В каких предложениях выделенное слово является наречием?
А) Мы сели (на) конец скамейки.
Б) (На) конец, все сели.
В) (Во) время урока мне стало плохо.
Г) Нужно (во) время готовить уроки.
24. В каком ряду во всех наречиях на конце после шипящих пишется Е?
А) певуч…, могуч…;
Б) ещ…, горяч…
25. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
А) кое (где), где (либо), когда (нибудь);
Б) кое (у) кого, кое (с) кем, кое (что).
26. В каких предложениях на месте пропуска пишется И?
А) Нам н… о чём говорить.
Б) Мы н… о чём не говорили.
В) Я н…где не мог найти эту книгу.
Г) Мне н…где было найти эту книгу.
27. В каком ряду НЕ-НИ с местоимениями пишется слитно?
А) (ни) кто, (не) кого;
Б) ни (у) кого, не (с) кем.
28. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
А) Мне не нужны ейные игрушки.
Б) Мне не нужны её игрушки.
В) Я хорошо к ему отношусь.
Г) Я хорошо к нему отношусь.
29. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Листок закружился устало.
А) глагол изъявительного наклонения, 2-го спряжения, сов. вида, возвратный, стоит в прошед. времени, ед. числе, муж. роде;
Б) глагол повелительного наклонения, 2-го спряжения, невозвратный, сов. вида, стоит в наст. времени, в 3-ем лице, ед. числе, муж. роде.
30. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?
Мне купили спортивный костюм.
А) качественное прилагательное, стоит в ед. числе, жен. роде, имен. падеже, в полной форме;
Б) относительное прилагательное, стоит в ед. числе, винит. падеже, муж. роде.

Ответы
География
1 билет
1. Открытие, изучение Земли. Земля – планета Солнечной системы (пар. 1,2)
2. На каком материке расположены:
a) самое глубокое озеро
b) самая длинная река
c) самая высокая точка мира
d) самые протяженные горы в мире

2 билет
1. План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование (пар. 3-7)
2. Определите, какие из перечисленных названий лишние:
a) Мадагаскар, Новая Зеландия, Австралия, Гренландия
b) Средиземное, Каспийское, Желтое, Красное, Черное.

3 билет
1. Земля и её внутреннее строение. Литосфера. Рельеф суши. Рельеф дна Мирового океана (пар.14-18)
2. Определитегеографичкские координаты:г. Кейптаун, г. Владивосток, г. Лобня (Москва)

4 билет
1. Вода на Земле.Гидросфера. Мировой океан. Подземные воды. Реки, озера, ледники (пар. 19-25)
2. Определите, какие объекты находятся в точках с географическими координатами:
a) 35градусов южной широты и 56 градусов западной долготы
b) 39 градусов северной широты и 117 градусов восточной долготы

5 билет
1. Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха, атмосферное давление, погода, климат (пар. 26-31)
2. Переведите численный масштаб в именованный:
a) 1:500, б)1 : 10000 , в) 1: 250000 г) 1:1000000

6 билет
1. Биосфера. Географическая оболочка. Разнообразие организмов на Земле. Природный комплекс (пар. 32-33).
2. Нарисуйте условные знаки, изображаемые на плане местности: а) болото, б) луг в) овраг г) мост д) лес

7 билет
1. Население Земли. Перечислите основные человеческие расы. Назовите признаки различия рас. Влияние на жизнь людей природных процессов. (пар. 34, доп. материал)
2. Переведите именованный масштаб в численный:
а)в 1см – 100м, б) в 1см – 3км в) в1см – 8м г) в 1см-20км

8 билет
1. Географическая карта. Форма и размеры Земли. Изображение на карте высот и глубин (пар. 8,9, 13).
2. Поставьте точку А и проведите от неё направление на юго-восток, на северо-запад, на запад.

9 билет
1. Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта, долгота. Географические координаты (пар. 10,11,12)
2. Нарисуйте в центре листа точку А, расположите относительно этой точки предметы с азимутами:
а) дом – азимут 50 градусов б) колодец – азимут 130 градусов в) мост – азимут 319 градусов.
7 класс
История
Билет № 1
1) Периодизация мировой истории.
2) Великие географические открытия и их значения.

Билет № 2

1) Великие гуманисты Европы.
2) Завершение объединения русских земель.

Билет № 3
1) Начало и распространение реформации в Европе. Контрреформация.
2) Правление Ивана Грозного. Опричнина.

Билет № 4

1) Парламент против короля: революция в Англии. Славная революция.
2) Русская православная церковь в XVI веке

Билет № 5
1) Международные отношения в XVI – XVIII в.в.
2) Русская культура в XVI веке

Билет № 6
1) Великие просветители Европы. Мир художественной культуры просвещения.
2) Россия в период смутного времени.

Билет № 7
1) Война за независимость и образование США.
2) Правление Михаила Фёдоровича

Билет № 8
1) Великая французская революция: причины, ход, итоги.
2) Правление Алексея Михайловича.

Билет № 9
1) Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
2) Раскол в Русской Православной Церкви.

Билет № 10
1) Технические открытия и выход к мировому океану.
2) Присоединение Украины к России.

Билет № 11
1) Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций.
2) Народные волнения в 1660-1670-е г.г.

Билет № 12
1) Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
2) Русское искусство XVII века.

Билет № 13
1) Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь.
2) Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке. Наследники Алексея Михайловича

Билет № 14
1) Усиление королевской власти в XVI-XVII в.в. Абсолютизм в Европе
2) Россия в XVII веке. Жизнь и быт различных сословий.
Исторические источники и мнения историков к экзамену по истории
1) Из курса лекций В.О. Ключевского.
«Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается доселе. Раскольники считают себя такими же православными христианами, какими считаем себя и мы. Если старообрядцы не расходятся с нами в догматах, в основаниях вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного общества оказалась за оградой русской господствующей церкви…»

1 Когда произошел церковный раскол? Кто был инициатором реформ?

2 Кто был главным противником реформирования церкви? Как относился к церковным реформам царь?

3 Что не устраивало противников в реформировании церкви? Назовите не менее трёх положений.

2) «Одной из интереснейших страниц русской истории являются кризисные явления, которые испытывала страна на рубеже веков, и которые во многом определили её историю не только до Петра 1, но и значительно дольше, потому что в их результате на российский престол взошла новая царская династия – Романовы.

18 марта 1584 печальный перезвон всех московских колоколов возвестил о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. Закончилось полувековое царствование одного из самых деспотических властителей отечественной истории. Правление его запомнилось изнурительной, но героической Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи Северной кампании, произошедшей более чем через 100 лет, при Петре 1. Но во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер государственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом политика этого царствования подвела Российское государство к тому системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».

1 К какому периоду истории относятся упоминаемые в начале отрывка кризисные явления? Под каким названием вошли в историю России события этого времени?

2 В чем заключались последствия описываемых событий для последующей истории России? Назовите не менее трёх последствий, используя для ответа на вопрос информацию из источника и знания курса истории России.

3 Почему автор связывает описываемые кризисные явления с царствованием Ивана Грозного? В чем суть этих кризисных явлений? Укажите не менее трёх положений. Для ответа используйте текст документа и ваши знания курса истории России.

3) Историк С.Ф. Платонов о Борисе Годунове.

«Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым.

Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Фёдора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твёрдою рукою и умел показать её не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и верёвки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровею, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием».

В.О. Ключевский о царе Борисе.

«Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нём удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток».

1 Как характеризует Бориса Годунова историк С.Ф. Платонов?

2 Найдите в тексте слова, характеризующие московский жворец при Борисе Годунове.

3 Как автор характеризует политику, проводимую Борисом Годуновым?

4 Почему историк сравнивает время Бориса Годунова и Ивана Грозного?

5 Согласны ли вы с мнением историка?

6 Каким характеризует Бориса Годунова историк В.О. Ключевский?

7 Найдите в тексте документа противоречивую характеристику Бориса Годунова.

4) Торжественное вступление Лжедмитрия 1 в Москву.

«20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.

Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, долее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иванович, спасённый Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России».

1 О каком событии идёт речь в документе?

2 Кто составлял свиту Лжедмитрия? Подтвердите свой ответ текстом документа.

3 Как приветствовал народ Лжедмитрия? Найдите и зачитайте строчки документа, где об этом сказано

5) Из речи Козьмы Минина перед нижегородцами

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство наше находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или татар впасть. Чрез которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились, и впредь наипаче все обстоятельства к тому, паче же к утеснению и разорению предложит. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале междо главными государственными управителями произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх божий, верность к отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей отечества в помощь призвали чужестранных государей, тот польского, другой шведского. Иные же различных воров, чернецов, холопей, казаков и всяких бездельников царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют. А может, кто ещё татарского или турецкого для своей токмо малой и северной пользы избрать похочет…

Может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, и воеводы способного? Но я моё намерение скажу. Моё имение, всё, что есть, без остатка готов я отдать в пользу и сверх того, заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу отечества. И готов лучше со всею моею семьёю в крайней бедности умереть, нежели видеть отечество в поругании и от врагов в обладании».

1 Когда К. Минин выступил с данной речью? Как назывался исторический этап, охарактеризованный в тексте источника?

2 Какую меру предложил Минин для исправления ситуации в государстве? Что предлагалось организовать и с какой целью?

3 В чем видит К. Минин причины ослабления государственности в России? С чем связана эта точка зрения? Укажите не менее трёх положений.

6) Из исторического источника.

«21 февраля 1613 года в Успенском соборе произошло официальное избрание его на царство. Главному его сопернику, польскому королевичу Владиславу Вазе, не удалось организовать широкомасштабное вторжение в пределы Московского государства.

Земские соборы заседали почти непрерывно, так что выборные в них сохраняли свои полномочия на несколько лет. Известны соборы 1613-1615, 1616-1619, 1619-1622гг. Катастрофическое финансовое положение вынудило правительство семь раз, с 1613 по 1619 год, прибегать к чрезвычайным сборам «пятинных и запросных денег».

Борьба со шведами шла с переменным успехом. Если наступление их в Новгородской земле и на Карельском перешейке было удачным, то под Псковом, Тихвином, в Заонежье и Южном Беломорье они потерпели поражение. В феврале 1617 года удалось заключить Столбовский мир со Швецией, согласно которому в обмен на Новгород и ряд других городов и уездов русская сторона уступала Швеции Ижорскую землю и город Корела с уездом.

Сложнее оказалось достигнуть мира с Речью Посполитой. Парировав слабые попытки России вернуть в 1615 году Смоленск, польские войска под номинальным командованием королевича Владислава перешли в 1617-1618 годах в наступление. Однако взять столицу приступом им не удалось. Будучи ограниченным в средствах и связанным сеймом обещанием прекратить военные действия в 1618 году, Сигизмунд III Ваза согласился на переговоры. В декабре 1618 г было заключено Деулинское перемирие с Сигизмундом III сроком на 14,5 лет. Его условия были крайне тяжелыми для Русского государства.

Преодоление последствий Смуты требовало централизации и концентрации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире или о введении новых пятинных денег и экстраординарных налогов.

Во время Смоленской войны на южные и даже центральные уезды страны обрушились волны набегов крымцев. Со второй половины 1630-х гг правительство приступило к восстановлению и строительству новых укреплённых линий – засечных черт.

Русские землепроходцы с 1620-40-х гг прошли через всю Западную и Восточную Сибирь к берегам Тихого океана».

1 О каком из русских царей идёт речь в тексте? Укажите годы его правления.

2 Используя текст, назовите не менее четырёх основных направлений внешней политики России в означенный период времени. Каким образом Россия предполагала вернуть земли, переданные Польше по условиям Деулинского перемирия, и как этот вопрос был решен?

3 Как изменилась роль Земских соборов в течение периода правления царя? Назовите не менее двух обоснований необходимости усиления власти монарха.

7) Отрывок из челобитной

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей земли.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые сёла, и в черные волости, и поселяются у бояр, и у окольничьих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих «сильных» людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надежнее их закрепить за собой.

А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнёт судиться, то пока дело дойдёт до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах. А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки приезжать в Москву невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землёй их завладевают насильно и крестьянам их обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

1 К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Укажите, когда они были введены (с точностью до части века)?

2 Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

3 Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?
8 класс
История
Билет № 1
1) Периодизация истории. Общая характеристика всеобщей истории XIX – начала XX в.в..
2) Общая характеристика истории России в XVIII веке.

Билет № 2
1) От традиционного общества к индустриальному. Индустриальная революция. Новые проблемы и новые ценности.
2) Начало правления Петра I. Северная война.

Билет № 3
1) Наука и искусство в XIX веке.
2) Преобразования Петра I.

Билет № 4
1) Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство.
2) Народные движения в начале XVIII в. Народы Российской империи в XVIII в.

Билет № 5
1) Консульство и образование Наполеоновской империи.
2) Преобразования Петра I в области культуры и быта.

Билет № 6
1) Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
2) Россия после Петра. Пётр II и Екатерина I. Начало дворцовых переворотов.

Билет № 7
1) Англия: сложный путь к величию и процветанию. Викторианская эпоха в Великобритании.
2) Школа, образование и воспитание в XVIII в. Российская наука в XVIII в. М. В. Ломоносов.

Билет № 8
1) Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Франция: революция 1848г. и Вторая империя.
2) Правление Анны Иоанновны.

Билет № 9
1) Германия и Италия в XIX – начале XX в.в.
2) Правление Елизаветы Петровны. Пётр III.

Билет № 10
1) Третья республика во Франции. Франко-прусские войны и парижская коммуна.
2) Правление Екатерины II.

Билет № 11
1) От Австрийской империи к Австро-Венгрии.
2) Восстание Емельяна Пугачёва. Освоение Новороссии.

Билет № 12
1) США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.
2) Правление Павла I.

Билет № 13
1) Страны востока (Китай, Индия, Япония) и Африка в XIX – начале XX в.в. Колонии.
2) Русская культура и искусство в XVIII веке. Общественная мысль. Культура и быт российских сословий.

Билет № 14
1) Латинская Америка в XIX – начале XX в.в. Международные отношения.
2) Русско-Турецкие войны второй половины XVIII в. Разделы Речи Посполитой.